СХЕМА УСТРОЙСТВА И ПРОЦЕСС РАБОТЫ ПАРОВОЗА.

 

Паровоз состоит из трех основных частей: котла, паровой машины и экипажной части. В топке 1 котла на колосниковой решетке сгорает топливо. Для загрузки топлива в задней части топки имеется отверстие, закрытое дверцей 21. Для сбора золы и шлака и регулирования подвода воздуха под топкой установлен зольник 20.

В цилиндрической части котла 3 расположены дымогарные 17 и жаровые 2 трубы. На цилиндрической части установлен сухопарник 4, в котором размещен регуляторный клапан 5. В дымовой камере 9 установлено дымовытяжное устройство, состоящее из конуса 10 и дымовой трубы 8; впереди имеется дверца 11.

Котел современного паровоза оборудован пароперегревателем, состоящим из коллектора 7 и элементов 6, в которых перегревается пар, полученный в котле паровоза.

Паровая машина паровоза состоит из парового цилиндра 14 с поршнем 13, парораспределительного золотника 12, внешнего парораспределительного механизма 16, регулирующего вместе с золотником подвод и отвод пара из цилиндра и изменяющего направление движения паровоза, а также движущего механизма 15, превращающего поступательное движение поршня во вращательное движение колес.

К экипажной части относятся: рама 19, являющаяся основанием паровоза, на которой установлен котел, укреплены цилиндры, сцепные приборы и части движущею и парораспределительнoro механизмов; рессорное подвешивание, через которое вес паровоза передается на буксы; движущие колесные пары 18 (с подшипниками и буксами).

Топливо при сгорании выделяет большое количество тепла, которое через стенки топки и труб передается воде. Последняя, нагреваясь, превращается в пар. Давление пара постепенно растет и таким образом тепловая энергия топлива превращается в потенциальную энергию сжатого пара. Продукты сгорания топлива из топки по дымогарным и жаровым трубам проходят в дымовую камеру и оттуда через дымовую трубу в атмосферу.

При открытии регуляторного клапана 5, установленного в сухопарнике, пар из котла устремляется в коллектор 7 и элементы 6 пароперегревателя, где повышается его температура, а затем по трубам он проходит в паровой цилиндр 14. Парораспределительный механизм регулирует последовательное поступление пара в переднюю и заднюю полости цилиндра. Под действием пара поршень 13 совершает возвратно-поступательное движение, которое через движущий механизм 15 передается колесной паре. Таким образом, прямолинейное движение поршня превращается во вращательное движение движущего колеса.

При помощи сцепных дышел часть усилия, получаемого вeдyщим колесом от паровой машины через ведущее дышло, передается остальным движущим колесам, которые также приводятся во вращение. Благодаря наличию трения (сцепления) между колесами и рельсами происходит перекатывание колес по рельсам, т. е. движение паровоза.

Пар отработавший в паровой машине, по трубам поступает в конус 10. Струя пара, вытекающая из конуса, создает разрежение в дымовой камере и топке, Обеспечивая интенсивный приток воздуха к горящему на колосниковой решетке топливу и тягу газов из топки.

 

Схема паровоза:

1 - топка; 2 - жаровые трубы; 3 - цилиидрическаи часть; 4 - сухопариик; 5 - peryляторный клапан; 6 -элемеиты; 7  коллектор; 8  дымовая труба; 9  дымовая камера; 10  конус; 11  дверца дымовой камеры; 12  золотник; 13  поршеиь; 14  цилиидр; 15  движущий мехаиизм; 16  парораспределительиый мехаиизм, 17  дымогарные трубы, 18  колесная пара; 19  рама; 20  зольиик; 21  дверца топочиая

  Паровоз представляет собой локомотив с независимой паросиловой установкой, состоящей из котла и поршневой паровой машины. Эта установка преобразует тепловую энергию топлива в механическую работу движущих колес посредством рабочего тела водянoгo пара. Паровоз работает как на твердом топливе (угле), так и на тяжелом жидком (мазуте).

Паровозы

Главная
Принцип работы паровоза в действии